Памятка по подготовке маломерных судов к зимнему хранению
Навигация подходит к концу — наступила осень. Пришло время подготовить к зимовке ваше плавательное средство. В этой статье мы напомним основные правила и рекомендации по подготовке плавательных средств к зиме.
- Перед подъемом на берег судно следует разоружить (т.е. снять с него все, что снимается). Выбирая на берегу место для стоянки, деревянное судно рекомендуется расположить носом на юг или юго-запад, чтобы весной солнце одинаково нагревало оба борта и дерево высыхало равномерно.
- Устанавливать лодку или катер в помещении нужно на деревянные подкладки, кильблоки или сани.
- На открытом воздухе можно соорудить козлы или стойки, врытые в землю. Расстояние от земли должно быть не менее полуметра — это облегчит ремонтные и профилактические работы. Легкие лодки следует ставить днищем вверх.
- Если нет возможности поместить судно в закрытое помещение, желательно сделать над ним навес для защиты от дождя и снега. В крайнем случае, можно укрыть лодку или катер чехлом из брезента или другой плотной ткани.
Деревянные суда
Установив лодку на зиму, следует вымыть, начиная с подводной части. Водоросли, слизь — ободрать жесткой щеткой, прочный слой ракушек— мелким песком. В районе ватерлинии корпус необходимо промыть бензином или керосином, чтобы снять следы масла, которое, нередко появляется еще на поверхности воды. Надводный борт рекомендуется промыть мыльной водой, после чего насухо вытереть ветошью, обдирая одновременно отстающую краску, открывшееся при очистке дерево после сушки желательно проолифить.
В корпусах деревянных судов, которые эксплуатируются в морских условиях, может появиться древоточец. Если им поражены небольшие участки, их нужно очистить, открыв ходы древоточцев, и три-четыре раза пропитать 10—15 % горячим (60—80°С) раствором медного купороса или 10—15 % раствором противообрастающей краски в ацетоне или уайт-спирите После сушки в течение одних-двух суток обработанные участки покрывают грунтовкой на олифе. Если во время сезона на деревянных частях появлялась плесень, то эти места следует промыть слабым раствором хлорной извести или другого отбеливателя, применяемого в домашнем хозяйстве (100 г отбеливателя на 5 л воды). Такой же раствор годится и для дезинфекции емкостей для воды: залейте его в емкость на сутки, после чего тщательно ее промойте.
Металлические суда
Их так же необходимо хорошо вымыть, после чего стальные — очистить железной щеткой от ржавчины, а дюралевые — от пятен окислов. Открытый металл желательно покрыть на зиму слоем грунтовки. Если позволяет погода, то неплохо это сделать и со всем корпусом.
Стеклопластиковые суда
Нужно тщательно вычистить, вымыть и обезжирить уайт-спиритом. Поврежденные покрытия желательно на зиму отремонтировать и окрасить. Пузырение и расслаивание стеклопластика может быть вызвано явлением, известное как гидролиз стеклопластика, который чаще всего поражает суда, долгое время находящиеся на плаву. Первые признаки гидролиза — это мелкие пузырьки в районе ватерлинии. Если вы нашли нечто подобное на вашем судне, вскройте несколько пузырьков: наличие внутри жидкости, пахнущей уксусом, будет свидетельствовать о том, что на корпусе происходят гидролизные явления. Если пузырьки невелики и их сравнительно немного, то справиться с такими повреждениями нетрудно. Для этого необходимо вскрыть все пузырьки, промыть ацетоном и дать просохнуть в течение, как минимум, недели. Затем нужно окрасить поврежденные места краской на эпоксидной основе и заполнить отверстия эпоксидной смолой с наполнителем, после чего покрыть весь корпус споем эпоксидной краски. Если же электролиз затронул большую площадь обшивки, то местным ремонтом не обойтись: в этом случае следует снять декоративный спой на всей поврежденной поверхности, обработать ее шкуркой и окрасить заново эпоксидной смолой с введенным в нее пигментом.
Надувные лодки
После окончания сезона лодку нужно очистить мягкой щеткой от песка, водорослей и грязи. Особенно важно удалить песок, скопившийся между надувными бортами и днищем. Масляные пятна удаляют теплой водой с мылом с помощью губки. Применять для этой цепи бензин и другие органические растворители нельзя. Вымытую лодку следует просушить в слегка наполненном состоянии, лучше всего в тени на ветру. Чтобы хорошо просохла лента, соединяющая борта и днище, воздух необходимо спустить и вывернуть днище наружу. Воду или конденсат, оказавшиеся внутри бортов, нужно удалить, а лодку в течение некоторого времени просушить с вывернутыми клапанами. Перед свертыванием как внутренние, так и наружные поверхности неплохо пересыпать тальком. Хранить лодку лучше в развернутом виде и немного надутую. Если она будет храниться в чехле, то складывать ее нужно как можно свободнее, так как в местах резких перегибов могут появиться трещины. Неплохо примерно раз в три месяца переукладывать лодку, обращая внимание на то, чтобы новые сгибы не совпадали со старыми. При этом рекомендуется вентилировать внутреннюю поверхность оболочки, два-три раза надув и спустив камеры. Шланг меха надо хранить расправленным, не допуская его перегибов. Хранить лодку следует в сухом помещении с температурой воздуха от 0 до 25°С и с относительной влажностью 30—80% на расстоянии не менее метра от нагревательных приборов.
Для удаления из внутренних помещений лишней влаги хорошо развесить в них матерчатые мешочки с порошком хлористого кальция, который обладает высокой гигроскопичностью.
Двигатели
Любые двигатели, как стационарные, так и подвесные, требуют зимней консервации. Если у вас на судне стоит стационарный двигатель, то прежде всего, установив катер на зимнюю стоянку, следует спустить воду из двигателя, холодильника и других систем. При этом необходимо разъединить трубопровод и шланги, соединяющие агрегаты с насосом водяного охлаждения, и отогнуть их так, чтобы разъем оказался в низшей точке. Это нужно для стока остатков воды и возможного конденсата. Если в системе есть участок, из которого свободный сток невозможен, то в самой низшей его точке следует устроит спускную пробку. Затем нужно насухо протереть стенки моторного отсека, включая подволок, и запустить двигатель на средних оборотах. Дав ему поработать две-три минуты, пока не пойдет пар из зарубашечного пространства, следует после этого перекрыть горючее и позволить двигателю выработать горючее из карбюратора до остановки. Когда двигатель остынет и станет чуть теплым, протрите его сухой ветошью, укройте чехлом и еще раз вытрите конденсат с внутренних поверхностей моторного отсека. И, наконец, закройте кингстон поставьте деревянную заглушку в выхлопную трубу, а также в отвод водяной системы. Плотно закройте люк в моторный отсек, предварительно повесив в него мешочки с порошком хлористого кальция.
Аккумуляторные батареи следует хранить в сухом теплом помещении, причем щелочные — разряженными, а кислотные — полностью заряженными.
Убирая ваше плавательное средство на зиму, тщательно осмотрите его и составьте дефектную ведомость — список того, что надо починить и отремонтировать. Многое из этого вы сможете сделать до весны.