Человек – легенда
12 апреля Н. Н. Румянцеву, Герою Социалистического Труда, Почетному гражданину города Приволжск исполнилось бы 100 лет.
Отдать дань памяти и уважения Николаю Николаевичу Румянцеву и возложить цветы к его могиле на городское кладбище пришло около 20 человек, в том числе Глава Приволжского муниципального района Андрей Замураев, председатель районного Совета ветеранов Алевтина Хапаева, а также представители Яковлевского льнокомбината, общественных и ветеранских организаций.
А сейчас – слово тем, кто работал с ним (по материалам районной газеты "Приволжская новь").
«Гениальный генеральный»
Эти слова в адрес гендиректора Яковлевского льнокомбината Н.Н.Румянцева произнесла бывший главный бухгалтер предприятия Л.К.Соколова. Проработав с ним на комбинате более 25 лет, Лидия Ксенофонтовна знает, что говорит. По её мнению и мнению большинства приволжан, этот человек заботился не только о производстве и выполнении плана, но и о людях, построив для них дома, больницы, детские учреждения, дворец культуры и многие другие объекты, которыми жители Приволжска пользуются до сих пор.
Когда на последнем пленуме совета ветеранов шла речь о скором открытии в нашем городе краеведческого музея, было объявлено, что одно из помещений будет отдано актёру О.Борисову. «Я ничего не имею против этого артиста, - говорит Лидия Ксенофонтовна, - напротив, всемерно его уважаю, смотрела несколько фильмов с его участием. Но почему бы в нашем музее не отвести комнату Н.Н.Румянцеву, человеку, который буквально создал город? В этом году ему бы исполнилось 100 лет, годы идут, а имя его не забыто. Его значимость настолько велика, что он заслуживает памятника». Так же Л.К.Соколова посчитала своим долгом написать свои воспоминания об этом удивительном руководителе, которые мы и представляем вниманию читателей.
- По долгу моей службы мне часто приходилось общаться с Николаем Николаевичем, то ли он меня вызывал, чтобы получить информацию, то ли я к нему обращалась с вопросами. Генеральный директор мог бы вообще в бухгалтерские тонкости не вникать и всё поручать специалистам, но он такого не допускал и всегда находился в курсе основных расчётов и показателей предприятия. Ни одну бумагу он не подписывал просто так, не глядя, подпись ставил только тогда, когда вникал в суть и был согласен с тем, что там написано. Каждый годовой отчёт, включая пояснительные записки отделов и подведомственных служб, я ему читала вслух, комментируя каждую цифру, каждую строчку. В последние годы работы он очень плохо видел, и поэтому часть бумаг брал домой, где разбирал их с помощью жены, Надежды Захаровны. Часто и сдавать отчёты нам приходилось ехать вместе в управление лёгкой промышленностью, которое сначала находилось в Костроме, а потом в Москве. По дороге мы обсуждали то, как будем отчитываться, он не собирался плохо выглядеть ни перед кем, наоборот, в его правилах было проявлять компетентность и осведомлённость.
На содержании и финансировании комбината находилось более 80 объектов, не удивительно, что денег часто не хватало. Николай Николаевич мне наказывал: «Чтобы зарплата рабочим была выплачена день в день, час в час!» И мы всегда держались этого распорядка, деньги действительно поступали в кассы в одно и то же время, без опозданий.
Как-то я зашла в его кабинет и вижу на столе у него макет микрорайона Карачиха, в котором отмечена каждая улица, дом, зелёные насаждения, тротуары…Это выглядело так впечатляюще и грандиозно, что не верилось, что всё это будет воплощено в жизнь. Но он не сомневался, что всё будет построено так, как задумано. И действительно, из этого проекта он не успел построить лишь один дом…
Он не терпел непрофессионализма, уважал людей грамотных, специалистов в своём деле. Потому и коллектив руководителей (заместители, главные инженеры, директора фабрик, начальники производств, отделов и хозяйств и др.) подбирал себе под стать, таких же преданных делу людей. Среди них я бы назвала Э.А.Суровегину, Л.И.Морозова, К.А.Касторина, М.П.Бурмистрову, Н.К.Доброхотова, А.С. Хапаеву, Н.А.Смирнова, А.В.Петрова, Н.Д.Стрелкова, и многих других. И несмотря на свой некоторый авторитаризм, все главные вопросы он решал коллегиально, учитывая мнение парткома, профкома, комитета ВЛКСМ.
В его приёмной всегда толпились люди. Они шли к Николаю Николаевичу с разными просьбами, кто-то просил ссуду на строительство частного дома, кто-то – на лечение, кто-то просил помочь в связи с пожаром. По-разному он встречал эти просьбы, бывало, что подписывал сразу, бывало, ворчал, но подписывал, отказывал редко. Принято говорить о заслугах Н.Н.Румянцева при строительстве многоквартирных домов, однако и частный сектор города был выстроен тоже благодаря ему – с ведома гендиректора рабочие получали от комбината ссуды в 700 рублей под 2 % на 10 лет на строительство щитовых домов. А если говорить о благотворительной помощи, то Николая Николаевича можно назвать одним из первых, кто протянул руку помощи Никольскому собору после обрушения колокольни. Когда я недавно заходила в нашу церковь, то обратила внимание на табличку, в которой перечислены фамилии благотворителей, фамилии Н.Н.Румянцева там нет. Он бы не обиделся на это, так как не считал нужным подчёркивать свои заслуги, но это несправедливо. Николай Николаевич по просьбе протоиерея Зосимы направлял рабочих на разбор завалов, комбинат также купил паникадило и много другой церковной утвари. Сам он был бессеребреником, не имел ни квартир, ни особняков, ни автомашин, ни дач. И когда в 90-е годы на предприятие пришла директива о том, что руководители имеют право повысить себе зарплату в разы, он на планерке нам сказал: «Я никогда не сделаю себе и вам (руководителям разных звеньев) зарплату выше, чем у лучшей ткачихи». Так оно и было. Я горжусь, что свою жизнь связала с Яковлевским льнокомбинатом, где работала в прекрасном коллективе тружеников, которые ощущали себя одной большой дружной семьей. Всех нас объединял гениальный генеральный директор Н. Н. Румянцев.
В памяти людей он остался новатором производства, инициатором многих начинаний, человеком жёстким, но справедливым, на первый план выдвигающим общественные, а не личные интересы.
«Красный директор»
Исполнилось 100 лет со дня рождения Н.Н. Румянцева - ген. директора ордена Трудового Красного Знамени Яковлевского льнокомбината, Героя Социалистического Труда.
Родился Николай Николаевич 12 апреля 1915 года в с. Яковлевское.
Закончив Шуйский электротехнический техникум Николай Николаевич был направлен в распоряжение Вязниковского льнотреста.
Природный ум, трудолюбие, высочайшая ответственность за порученное дело не остались незамеченными. Он быстро рос как специалист, ему доверяли всё более сложные и ответственные участки работы.
Но где бы он ни работал - делал это с полной отдачей, нередко принимая неординарные решения.
Особенно ярко организаторский талант Николая Николаевича, государственное мышление, обострённое чувство ответственности за дело и за людей высветились с вступлением в должность ген. директора Яковлевского льнокомбината.
Накопленный опыт пригодился Румянцеву, когда он стал директором крупнейшего в стране, уникального льнокомбината.
Разобравшись в накопившихся проблемах, Николай Николаевич поставил перед коллективом пути их разрешения.
Более быстрыми темпами была продолжена реконструкция, модернизация производственных процессов, совершенствование организации труда. Больше внимания стало уделяться вспомогательным производствам.
Особое внимание и конкретные действия принимались по улучшению социально-бытовых условий работников, охране труда и здоровья.
Николай Николаевич иногда бывал, крут и резок со специалистами и рабочими, когда этого требовали интересы дела.
Сам не терпел расхлябанности и разгильдяйства. умел доводить любое дело до логического конца и требовал от подчинённых такой же самоотдачи. Но зла не держал и часто говорил: «Я мужик, вы уж меня прости»
Но это был интеллигент в хорошем смысле этого слова. Он с одинаковым достоинством держал себя в общении и с рабочими, и с руководителями самого высокого ранга, с учёными, космонавтами, иностранцами, которые нередко посещали льнокомбинат.
Люди заряжались от него позитивной энергией, оптимизмом. С какой любовью он рассказывал о комбинате, его людях, о передовиках производства, всегда подчёркивая: «Наш коллектив - коллектив коммунистического труда». И никогда на людях не показывал, что самому ему очень нелегко.
У него долго и тяжело болела жена. Но он мужественно, стоически нёс свой крест, трогательно заботился о своей супруге до последнего часа. Требуя от рабочих и ИТР неукоснительного выполнения планов, Николай Николаевич проявлял повседневную заботу о нуждах льняншиков.
Ежегодно сдавалось под ключ от 100 до 200 благоустроенных квартир, строились детские сады.
Большинство объектов социального назначения финансировалось за счёт комбината.
Когда усилиями перестройщиков и реформаторов в стране наступили смутные времена, хаос и неразбериха, возникли проблемы с продовольствием, Николай Николаевич взял под своё крыло совхоз имени Хлебникова в качестве подсобного хозяйства. Совхоз поставлял в столовые, профилакторий, детсады и рабочим молоко, мясо, картофель, другую продукцию по себестоимости. Это было хорошее подспорье для семейного бюджета льняншиков, потому как повышать зарплату возможности практически не было.
В 90-е годы, когда в стране началась ломка социалистических основ общества и производства, Н.Н.Румянцев остался верен себе и своему предприятию. Он не бросился обогащаться, не сменил своих политических взглядов и убеждений, он оставался коммунистом до последнего своего часа. Таких руководителей называли «красные директора». Таким его и запомнили люди.
Е. Чунаев,секретарь Приволжского РК КПРФ.
К нему не зарастет народная тропа..
Сердце Н.Н. Румянцева остановилось 4 августа 1994 г., а он еще так много планировал сделать для льнокомбината и для города! Но и за 27 лет, которые он возглавлял предприятие, им совершено немало. Впервые были построены инженерные сооружения, станция химводоподготовки и водоснабжения. На производствах внедрялась новая техника и технологии, в результате комбинат добился выпуска более 150 тыс. погонных метров ткани в сутки, продукция пользовалась спросом и на складах не залеживалась. Большое внимание уделялось улучшению условий труда. Во всех производствах был и доведены до норм число душевых, шкафов в раздевалках, посадочных мест в столовых. Много внимания уделялось организации соревнования среди фабрик, производств, цехов и лучших по профессии. Комбинат был флагманом соцсоревнования среди текстильных предприятий. На производствах появились комнаты психологической разгрузки. На каждой фабрике круглосуточно работал здравпункт, прием больных вели врачи терапевт и стоматолог. Имелась своя поликлиника и профилакторий. В планах были открытие своего стационара и дома для ветеранов. Он уделял внимание и развитию спорта. Были куплены два ФОКа, один успели поставить около Яковлевской фабрики, другой предназначался для рогачевцев. Для работников Василевской фабрики был построен спортзал с плавательным бассейном на месте школы №2, который затем был переделан под квартиры. Под звуки духового оркестра с вручением символического ключа в торжественной обстановке открывали Дворец молодежи, в здании нынешнего Сбербанка, клуб - столовую в пионерлагере «Ленок», новое здание профилактория «Бодрость» и первый детский сад «Сказка» с плавательным бассейном. Работающим была предоставлена возможность лечиться в санаториях, отдых по турпутевкам (причем даже за границей). Большой вклад внес Николай Николаевич и в дело газификации. Трудно перечислить все, что сделано им для народа.
За результаты работы, достигнутые под руководством Н. Н. Румянцева, коллектив комбината сначала был удостоен звания: «предприятие высокой культуры», а затем «предприятие коммунистического труда». Работать с Румянцевым было нелегко, но интересно. Он не терпел равнодушия, нарушений трудовой дисциплины, появления на работе в нетрезвом состоянии. Сам трудился очень много и требовал этого от подчиненных. Опыт работы льнокомбината распространялся среди предприятий легкой промышленности СССР. Более двадцати лет нет в живых Н.Н. Румянцева, но светлая память о нем живет в сердцах многих приволжан. К его памятнику никогда не зарастет народная тропа.
А. Хапаева,председатель районного Совета ветеранов.