Государственный земельный надзор - 2020. Тенденции на 2021 год
В 2020 году деятельность Управления в сфере осуществления государственного земельного надзора в первую очередь была определена объявленным Правительством Российской Федерации мораторием на проведение до 31.12.2020 проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также введённым с 18.03.2020 режимом повышенной готовности (Указ Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг).
В соответствии с Постановлением Правительства проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились. Сроки исполнения ранее вынесенных предписаний об устранении нарушений требований земельного законодательства были продлены до 2021 года.
В период с апреля по июнь 2020 года проверки в отношении граждан также не проводились.
Данные обстоятельства во многом и определили снижение показателей деятельности в рамках госземнадзора за 2020 год по сравнению с прошлым годом.
По результатам проведенных проверок выявлено 892 нарушения требований земельного законодательства. За допущенные нарушения 187 лиц привлечено к административной ответственности, на них наложены административные штрафы на общую сумму 1467,00 тыс. рублей, взысканы штрафы на общую сумму 1160,14 тыс. рублей, в том числе за предыдущие периоды.
Целевой показатель достижения доли выявленных нарушений составил 99 %, а устраненных нарушений – 94,01 %.
За 2020 год госземинспекторами вынесено 187 постановлений по делам об административных правонарушениях. Законность вынесенных постановлений составила 100 %.
Проведено 412 административных обследований, по результатам которых принято решение о проведении 271 внеплановой проверки.
В условиях моратория особое внимание уделялось вопросам предупреждения нарушений со стороны подконтрольных субъектов. Инспекторы активно занимались профилактической деятельностью. Здесь следует отметить и проводимую разъяснительную работу, и направление подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушений. Для сравнения, за отчетный период количество предостережений увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2019 годом.
Приоритет профилактической работы позволит в дальнейшем обеспечить стимулы к добросовестному соблюдению требований законодательства.
Тенденция на минимизацию надзорной нагрузки на подконтрольные субъекты станет основным направлением на ближайшие годы. Так, вступающий в законную силу с 01.07.2021 Федеральный закон от 21.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» нацелен на устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.
На первый план выходит предупреждение нарушений, которое достигается за счёт профилактических мероприятий. Вмешательство контролёров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений.
Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо будет реализовать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.