Пашне нужен уточненный закон. Актуально о государственном земельном надзоре
Не секрет, что проблема заброшенных, не обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения остается одной из самых актуальных при наведении порядка в этой сфере социально-экономической жизни региона.
При этом, с одной стороны, государство ужесточает меры по изъятию неиспользуемых участков.
С другой, до 2018 года действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого предпринимательства. Кроме того, применение определенного законом риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) также ограничивает возможности надзорных органов (напомним, в отношении сельхозземель Управление Росреестра действует совместно с Управлением Россельхознадзора).
В то же время закон предусматривает применение такого инструмента государственного земельного надзора как проведение административных обследований земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В этом случае юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверками не беспокоят, но выявляют те объекты земельных отношений, при использовании которых усматриваются признаки нарушений законодательства, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее – КоАП РФ).
По-прежнему актуальны ситуации, когда переход права на участки из сельхозземель оказывается способом ухода не только от административной ответственности, но и от обязанности использовать земельные участки по назначению.
Тем не менее назидательные примеры для нерадивых нарушителей в юридической практике есть.
Так, Фурмановским городским судом Ивановской области были вынесены судебные решение об изъятии в отношении шести земельных участков, правообладателем которых является одно и то же лицо.
При этом, в ходе рассмотрения судом гражданских дел в отношении данных земельных участков, правообладателем в Управление были поданы документы об их отчуждении на основании договоров дарения.
По результатам проведения правовой экспертизы Управлением были приняты решения о возврате документов без рассмотрения в соответствии с пунктом 4 статьи 36.1 Федерального закона от 13.07.2015 No 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Основание - наличие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) записи, внесенной на основании заявления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Костромской и Ивановской областям. Данная запись - о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок
из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.
Сложнее обстоит дело с материалами, поступившими от органов местного самоуправления.
По результатам их рассмотрения, в соответствии с действующим законодательством, ни Управление Росреестра, ни Управление Россельхознадзора не могут выдавать предписания, так как выдача и контроль за исполнением предписаний в компетенции исключительно органа, проводившего проверку.
Но парадокс в том, что положениями Федерального закона No 101-ФЗ не предусмотрен порядок изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, если нарушение выявлено в рамках муниципального земельного контроля.
Поэтому назрела необходимость внести изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе по результатам проведенного муниципального земельного контроля.