«Враг» не пройдет
Совсем недавно сотрудниками Россельхознадзора и специалистами Всероссийского центра карантина растений (ВНИИКР) в порту Новороссийска при досмотре контейнера с мандаринами из Турции был выявлен вредитель – многоядная муха-горбатка, но при этом с красивым латинским названием Megaselia scalaris. К обычным мухам-дрозофилам мы уже привыкли, а в чем «уникальность» завозного экземпляра?
На этот и другие вопросы о карантинном вредителе отвечает агроном Ивановского филиала ФГБУ ВНИИКР Калёнова Ольга Александровна.
– Многоядная муха-горбатка с 2014 года является для Российской Федерации карантинным объектом. Именно тогда она попала в поле зрения нашей фитосанитарной службы, была хорошо изучена.
Появление Megaselia scalaris – это настоящий удар по торговле. Ведь, попадая не в герметично упакованные контейнеры, она быстро откладывает личинки в продуктах питания. Любой органический субстрат может стать для нее отличным местом размножения. И, если где-то не соблюдаются санитарные правила хранения и транспортировки, то это существенно повышает риски заражения продукции и приводит к экономическим потерям.
Вредитель несет потенциально высокий риск для здоровья человека. В тропических странах, откуда родом Megaselia scalaris, известны случаи, когда данный вид откладывал потомство, и личинки развивались прямо в ранах живых организмов. Если вредитель случайно будет занесен вместе с пищей в организм, то это приведет к несомненному вреду здоровья человека. В группе риска – дети и взрослые с ослабленным иммунитетом. В случае заражения личинками – возможно развитие паразитарного заболевания – миаза, требующего сложного системного лечения.
Муха-горбатка является вредителем культур грибов, в частности шампиньонов. В Европе, где она благополучно расселилась, грибоводы несут существенные убытки.
Если учесть что личинки Megaselia scalaris легко разносятся животными в шерсти, в оперении на многие километры, то сложность борьбы с вредителем значительно увеличивается. И это еще одна опасность, к которой может привести проникновение вредителя на нашу территорию.
– Тропические страны характеризуются теплым комфортным климатом, а у нас – холодно. Может, все-таки, серьезной угрозы нет?
– В зоне высокого риска, прежде всего – ареал территорий Южного федерального округа. Но в более холодном климате этот вид может развиваться в условиях помещений. Так что риск вполне обоснованный.
– В чем сложность идентификации вредителя?
– Этот карантинный объект хоть и называется муха-горбатка, однако очень похож на мелких мух. Особенно в подвижном состоянии его практически не отличить от других, тех же самых дрозофилл. А вы представьте, что сейчас в мировой фауне насчитывается больше 3000 видов Phoridae, к которому относится Megaselia scalaris! Один опытный глаз специалиста, конечно, не поможет точно определить вредителя. Самая надежная идентификация возможна только при лабораторном исследовании на высокотехнологичном оборудовании. У нас оно есть и позволяет четко выполнять поставленные задачи. При процедуре досмотра груза наши специалисты обязательно собирают всех насекомых, в том числе не только живых, но и мертвых особей. После чего доставляют в аккредитованную лабораторию. Далее, на основе морфологических методов, делается заключение – является ли насекомое карантинным объектом.
– Страшно подумать, чем нам всем может грозить активность мухи. А если этот «террорист» все-таки прорвет фитосанитарную оборону?…
– Наши карантинные службы делают все, чтобы обезопасить территорию России от Megaselia scalaris, полностью соблюдая международное фитосанитарное законодательство. Однако хочется обратить особое внимание, что одним из основных путей транспортировки объекта является не столько продукция плохого товарного качества, сколько грязная тара, ненадлежащие средства упаковки контейнеров. Такой груз не пройдет границу России. Что очень приятно, наши экспортеры стали учитывать санитарные требования, и это является положительным результатом нашей работы.